VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Паспорт сделки как инструмент валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010497
Тема: Паспорт сделки как инструмент валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности
Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ  ПУТЕЙ   СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II
(МГУПС (МИИТ))
Институт/факультет «______________Юридический институт_____________»
Кафедра « _______Таможенное право и организация таможенного дела______»



Допустить к защите:
                                                                                                                    Зав. кафедрой _______________
Д.Г. Коровяковский__________
                   «_______»______________20____г.





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ   РАБОТА



на тему:
Паспорт сделки как инструмент валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности (на примере РОО «ФСО «ИААС»)




Дипломник 

Маслякова Юлия Геннадьевна
Руководитель ВКР 
ЮТТ-641
Николаева Ирина Геннадьевна


к.ю.н.




Москва   2017  г.
ОГЛАВЛЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПАСПОРТ СДЕЛКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и виды паспортов сделки……………………………6
1.2. Валютный контроль и использование паспортов сделок в процессе его реализации……………………………………………………………………….15
1.3. Правовое регулирование применения паспортов сделки как инструмента валютного контроля……………………………………………………….……32
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПАСПОРТА СДЕЛКИ В ЦЕЛЯХ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ……………………………36
2.1. Порядок оформления и открытия паспорта сделки……………….…...…36
2.2. Выполнение условий и переоформление паспорта сделки…………...….43
2.3. Нарушение валютно-финансовых условий внешнеэкономического контракта и ответственность за валютные правонарушения……………...….47
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛКИ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………...69
3.1. Практика валютного контроля, осуществляемого таможенными органами РФ…………………………………………………………………………..….…69
3.2. Судебная практика по делам, связанным с нарушением административной ответственностью за нарушения правил оформления паспортов сделок…………………………………………………………...…..72
3.3. Практика применения паспортов сделок во внешнеэкономической деятельности РОО «ФСО «ИААС»…………………………………………...77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…...…80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….......…81
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………87




     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность данной дипломной работы обусловлена развитием торговых связей участников внешнеэкономической деятельности, нуждающиеся в строгом контроле со стороны государства. Создание устойчивой и эффективной структуры работы органов и агентов валютного контроля – одна из важнейших и в тоже время самых сложных задач внешнеэкономической политики в России. Для совершенствования системы валютного контроля, как инструмент валютного контроля при исполнении внешнеэкономических контрактов, применяется паспорт сделки.
      Целью настоящей работы является  комплексный анализ применения паспорта сделки и выявление правовых проблем, возникающих в процессе его применения.
     Реализация поставленной цели исследования установила необходимость решения следующих задач:
     - изучить теоретические аспекты паспорта сделки в валютном контроле;
     - рассмотреть порядок применения паспорта сделки;
     - осуществить научный анализ валютного законодательства  и правоприменительной практики валютного контроля, связанной с его нарушением;
     - осуществить сравнительно-правовой анализ полезности паспорта сделки, посредствам контрольно-надзорных функций со стороны государства и проанализировать применение документа участником внешнеэкономической деятельности (на примере РОО «ФСО «ИААС»).
     Объектом исследования являются правоотношения, связанные с применением паспорта сделки в  сфере внешнеэкономической деятельности. 
     Предметом исследования выступают – положения валютного законодательства и материалы правоприменительной практики.
     Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: аналитический, статистический, логического анализа, графического предоставления данных.
     В качестве теоретической базы использовались труды российских ученых: Ю.А. Крохиной, В.А. Антонова,А.В.Малько и других
     Настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и перечня использованных литературных источников, нормативных правовых актов и материалов судебной практики».
     Структура дипломной работы. В состав настоящей работы включает три основные главы, объединяющие девять параграфов, заключения и перечня использованных литературных источников.
     В первой главе работы «Паспорт сделки: теоретические основы и правовое регулирование» на основе анализа отечественной научной литературы определяются понятия «паспорт сделки» и «валютный контроль» рассматриваются сущность и основные виды документа, так же использование паспортов сделок в процессе реализации валютного контроля и правовое регулирование применения паспорта сделки как инструмента валютного контроля
     Во второй главе «Порядок оформления и применения паспорта сделки в целях валютного контроля» подробно анализируется  порядок оформления, выполнение условий и переоформление паспорта сделки, а так же нарушение валютно-финансовых условий внешнеэкономического контракта и ответственность за нарушение валютного законодательства.
     В третьей главе ««Практика применения паспортов сделки и валютного контроля» комплексно проанализирована практика валютного контроля, осуществляемого таможенными органами РФ государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, судебная практика по делам, связанным с нарушением правил оформления паспортов сделоки применения паспортов сделок во внешнеэкономической деятельности РОО «ФСО «ИААС», где даются рекомендации по ее улучшению.
     
     В заключении подводятся итоги, даются основные выводы и рекомендации по теме исследования, отражающие его теоретическое и практическое значение работы.


ГЛАВА 1. ПАСПОРТ СДЕЛКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. Понятие, сущность и виды паспортов сделки
     Прежде чем анализировать использование паспорта сделки как инструмента валютного контроля внешнеэкономической деятельности, необходимо определить, что представляет собой паспорт сделки и раскрыть сущность этого понятия.
     Ни законодательство Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, ни нормативно-правовые акты Центрального банка Российской Федерации не дают определения данному документу. Поэтому для раскрытия данного понятия, автор предлагает обратиться к научной и справочной литературе.
     Так, Т. М. Рогуленко определяет понятие «Паспорт сделки» как «…один из основных документов необходимых для экспорта. Для паспорта сделки предусмотрен типовой бланк установленный банком»1. С точки зрения автора, данное определение лишь указывает на значимость документа, но не раскрывает содержание понятия. К тому же считать паспорт сделки только экспортным документом не совсем верно, поскольку паспорт экспортной сделки является лишь одним из видов паспортов сделки.
     Правильнее будет рассматривать паспорт сделки, как экспортно-импортный документ. Тогда, логичнее применить определениеА. Ю. Ильина, в котором он пишет: «Основным документом экспортно-импортного контроля является паспорт сделки (далее также) — ПС. Это документ, содержащий сведения необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентом и нерезидентом. Эти сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов имеющихся у резидента».2 Таким образом, в данном определении берется более широкое поле использования паспорта сделки и подчеркивается его связь с валютными операциями. Однако и в этом определении содержание понятия, по мнению автора, не раскрывается в полном объеме и требует дополнений.
     Чтобы правильно понимать, что такое паспорта сделки, автор предлагает рассмотреть его как документ валютного контроля. Так, по мнению А.Е.  Звоновой «Паспорт сделки (ПС) документ валютного контроля, содержит необходимые сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт (импорт) товаров и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте РФ».3 Действительно, автор не может не согласиться с такой формулировкой, так как документ, заполняется в соответствии  с данными внешнеторгового контракта именно для осуществления валютного контроля. Но с другой стороны, это суждение не достаточно полно отражает значение документа, поэтому его нельзя считать полноценным. 
     Продолжая размышлять о паспорте сделки, как о документе валютного контроля, в работе следует отметить солидарную позицию нескольких исследователей4, по мнению которых, паспорт сделки — документ служащий целям валютного контроля; оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях — через счета в банке-нерезиденте. Здесь автор подчеркивает значимость паспорта сделки для целей валютного контроля, но при этом, считает, что в мнении исследователей не хватает логического завершения.
     Наиболее полным выглядит определение В.А. Антонова, который считает, что «паспорт сделки является базовым документом в осуществлении валютного контроля. Он содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, оформляется самим экспортером на специальном бланке, полученном в уполномоченном банке. Кроме того обязательным является зачисление всей выручки от экспортной сделки на рублевый или валютный счет в уполномоченном банке, который выступает агентом валютного контроля и подписывает паспорт сделки».5 По мнению автора, В.А. Антонов в достаточно доступной форме для понимания, а главное - более полно,  раскрывает понятие о том, что же такое паспорт сделки в полном объеме. Здесь отмечается: и значимость документа для валютного контроля, и особенности оформления, и обязанность, возникающая, при оформлении паспорта сделки.
     Отталкиваясь от вышеизложенных размышлений, автор пришел к мнению, что целесообразно, на основании изученного материала вывести собственные определения паспорта сделки, в узком и в широком смысле. Так, в узком смысле паспорт сделки может быть определен как документ валютного контроля, содержащий необходимые сведения для совершения валютных операций, предусмотренных внешнеэкономическим контрактом. Но понятие, составленное в узкой форме, не позволяет передать высокую значимость паспорта сделки для валютного контроля, и к тому же скрывает важные нюансы. И поэтому, составляя понятие в широком смысле, можно исправить такие недочеты. Тогда, паспорт сделки можно определить следующим образом: это главным документ валютного контроля, который оформляется участником внешнеэкономической деятельности и служит целям валютного контроля при совершении валютных операций между резидентом и нерезидентом, которые предусмотрены внешнеэкономическим контрактом и связанны с перемещением товаров и их оплатой в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Оформляется в уполномоченном банке по форме установленной Банком России, в которой указываются наиболее важные сведения о внешнеторговой сделке, а так же предусматривает возникновение обязанностей, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках или через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах.
     Определившись с тем, что такое паспорт сделки, автор считает необходимым подробнее рассмотреть вопрос, применения паспорта сделки, а именно: кем и для каких целей применяется паспорт сделки?
     Прямой ответ на поставленный вопрос содержит Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии, с которым паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля.6
     Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» пунктами 2 и 3 статьи 22 также разъясняет, кто является органами и агентами валютного контроля, которыми применяются паспорта сделок. Согласно, этим пунктам органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации,7 а агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".8
     Детальнее следует, рассмотреть цели, к которым применяется паспорт сделки, при проведении валютного контроля. Этими целями являются:
     1. Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
     2. Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
     3. Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
     4. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.
     В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» паспорт сделки должен содержать сведения необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Они должны быть отражены в паспорте сделки на основании подтверждающих документов представленных резидентами.9
     При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:
     1. Номер и дата оформления паспорта сделки; 
     2. Сведения о резиденте и его иностранном контрагенте; 
     3. Общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке); 
     4. Сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета, которого осуществляются расчеты по сделке; 
     5. Сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.10
     Вышеперечисленные сведения обязательны к заполнению, при оформлении паспорта сделки. Эти сведения резюмируют наиболее важные условия внешнеэкономического контракта и имеют весомое значение для осуществления валютного контроля.
     Далее, автор считает уместным рассмотреть классификацию паспортов сделки по их видам. Такая классификация может более полно раскрыть сущность паспорта сделки как инструмента валютного контроля. 
     Классифицировать паспорта сделок можно по разным основаниям. Так, по характеру сделки паспорта сделок можно разделить на следующие несколько видов:
     — паспорт сделки по контракту;
     — паспорт сделки по кредиту (займу);
     — паспорт бартерной сделки.
     Паспорт сделки по контракту оформляется на основании внешнеэкономического договора и имеет специальную форму для заполнения (форма №1).  
     Паспорта сделки по контрактам, в свою очередь, делятся на те, которые связаны с контрактами, предусматривающими перемещение товаров через таможенную границу и те, которые связаны с контрактами, не предусматривающими перемещение товаров через таможенную границу.
     К первым относятся контракты экспорта или импорта товаров, а ко вторым контракты экспорта или импорта услуг, работ, информации, но и те, и другие предусматривают оформление паспорта сделки, при наличии условий установленных законодательством.
     Паспорт сделки при экспорте оформляется для целей валютного контроля, содержит информацию по контракту, предусматривающему вывоз товаров (услуг, работ, информации, интеллектуальной деятельности) с территории России и их оплату в инвалюте или в российских рублях через уполномоченный банк или банк-нерезидент. 
     Паспорт сделки при импорте является основой осуществления контроля импортных сделок, содержит информацию по контракту, предусматривающему ввоз товаров (услуг, работ, информации, интеллектуальной деятельности) на территорию России.
     
     Разделение паспортов сделки по перечисленным основаниям отражено в таблице 1.
      Таблица 1.1.
Паспорт сделки, предусматривающей валютные платежи
Паспорт сделки, не предусматривающей валютные платежи
Паспорт сделки по контракту
Паспорт сделки по кредиту (займу)
Паспорт бартерной сделки
Паспорт сделки, предусматривающей перемещение товаров через границу РФ
Паспорт сделки, не предусматривающей перемещение товаров через границу РФ


Купля-продажа, поставка и т.п.
Оказание услуг, выполнение работ, лицензионные договоры и т.п.


     
     Для подтверждения такого подразделения на подвиды автор предлагает обратиться к мнению Ю.А. Крохиной, которая считает, что для классификации сделки в качестве внешнеторговой определяющим звеном «…является факт пересечения (продаваемыми) поставляемыми товарами таможенной границы РФ, т. е. экспорт и (или) импорт товаров. В случае если пересечение таможенной границы контрактом не предусмотрено и товары «потребляются» нерезидентом на территории РФ, требование о репатриации резидентом выручки по такому договору или возврата аванса за непоставленные товары согласно ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании неприменимо»11
     Паспорт сделки по кредитному договору оформляется на основании внешнеэкономического договора, имеет специальную форму для заполнения (форма №2) и включает в себя специальные сведения.
     Паспорт бартерной сделки — особый вид паспорта сделки.
     Паспорт бартерной сделки оформляется на основании внешнеэкономического бартерного контракта (договора), в Минэкономразвития России, где проверяют соответствие паспортных данных и контрактов, целесообразность бартерных сделок. Форма применения и правила его заполнения регламентированы «Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок», утвержденным совместным приказом от 3 декабря 1996 г. Министерства внешних экономических связей РФ, ГТК России и Министерства финансов РФ №10-83/3225, 01-23/21497, 01-14/197.
     В области внешней торговли бартерная сделка характеризуется как меновая операция, предусматривающая равноценный обмен экспортными и импортными товарами, при этом оценка равноценности товаров может проводиться как в рублях, так и в иностранной валюте.
     Особенности применения валютного контроля бартерных сделок состоят в следующем:
      - контроль полноты товарообменных операций;
      - контроль эквивалентности товарообменных операций;
      - контроль сроков товарообменных операций.
     Эти особенности указывают, на то, что организации при совершении товарообменных сделок, обязаны ввезти в Россию эквивалентные по стоимости экспортируемым товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций.
     Резюмирую вышеизложенные исследования, автор приходит к следующим выводам:
     1. Паспорт сделки является обязательным условием для осуществления внешнеэкономической деятельности участниками международных отношений.
     2. Паспорт сделки служит связующим звеном между органами, агентами валютного контроля, участниками внешнеэкономических отношений и операциями, проводимыми по международным контрактам.
     3. Паспорт сделки подразделяется на несколько видов, в зависимости от условий контрактов (кредитных договоров, договоров бартерных сделок), указанных проводимых внешнеэкономических операций.
     4. Паспорт бартерной сделки  значительно отличается от других видов.


     1.2 Валютный контроль и использование паспортов сделок в процессе его реализации
     Для того, чтобы определить место и значение паспорта сделки как инструмента валютного контроля, следует понять, что представляет собой валютный контроль. В российском законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле не содержится законодательного определения валютного контроля. Поэтому для раскрытия данного понятия, автор предлагает обратиться к научной и справочной литературе.
     Так, Г. Ф. Сысоева, и И.П. Малецкая в своем издании определяют валютный контроль как «механизм контроля со стороны государства и его компетентных органов за соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций»12. Однако, по мнению автора, такое определение нельзя назвать полноценным, поскольку оно не достаточно полно раскрывает, что такое валютный контроль. К тому же определение валютного контроля как контроля при осуществлении валютных операций представляется недостаточно логичным.
     Чтобы более детально разобраться в понятии валютного контроля, автору кажется необходимым рассмотреть такой элемент как цель валютного контроля. Так А.Ю. Крохина при определении валютного контроля упоминает и острую необходимость в таком контроле для России. Она считает, что «валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Как и в большинстве развитых стран мира одними из основных направлений валютного регулирования в России являются разработка в валютном законодательстве и практическое применение системы мер валютного контроля за валютными операциями. Участники внешнеторговой деятельности совершают операции связанные с движением валютных средств. Такие операции подлежат особому государственному контролю»13. Тем не менее автор считает, что и это определение нельзя считать полноценным, потому как оно раскрывает валютный контроль только как одно из направлений валютного регулирования, но при этом основная формулировка валютного контроля не меняется и остается все также нелогичной.  
     Возможно, для наиболее верного токования термина «валютный контроль», следует рассмотреть с другой стороны, например как предлагает А. В. Тихомирова в своей статье, напечатанной научным журналом «Вестник ЮУрГУ». Она пишет так: «валютный контроль – это деятельность уполномоченных органов государственной власти и иных организаций по систематическому наблюдению и анализу соблюдениятребований валютного законодательства субъектами, осуществляющими валютные операции, направленная на предупреждение, выявление, пресечение валютных правонарушений и привлечение нарушителей к ответственности».14 Но, можно ли назвать валютный контроль деятельностью? Автор думает, что можно, ведь действительно, валютный контроль осуществляется определёнными органами для обеспечения соблюдения валютного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности. Однако, такое определение выглядит логичнее, чем предыдущие, но в какой-то мере остается не раскрытым.
     По мнению, автора, следует обратить внимание на мнение В.Г. Панскова, которое заключается в том, что «валютный контроль представляет комплекс мер административного, правового, финансового и иного характера, с целью проверки и обеспечения правоотношений о валютном регулировании и валютном контроле, охраняемых законодательством. Этот механизм, как правило, в мировой практике активно используется в кризисные периоды экономического развития государства с целью защиты финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов государства. По мере стабилизации финансового состояния механизм валютного регулирования и валютного контроля становится более либеральным»15. Автор считает, что такое определение показывает каково влияние валютного контроля, как части валютного регулирования, но при этом валютный контроль можно назвать не просто комплексом мер, а целой системой.
     С учетом этого момента,автор предлагает рассмотреть позицию Г. А. Маховиковой, выражаемую в том, что «валютный контроль является одной из систем мер принимаемых государствами в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных экспортно-импортных и иных внешнеторговых операций»16. Автор полагает, что здесь следует согласиться с тем, что валютный контроль применяется для обеспечения экономической безопасности государства. Но при этом, правильнее будет относить его не к общегосударственной политике, а к одному из направлений экономической политики государства.
     Такое рассуждение автора относительно валютного контроля, как элемента одного из направлений экономической политики государства подкрепляет мнение М. Н. Хидиятуллиной, опубликованное в статье периодического научного журнала «Вестник Челябинского государственного университета». М. Н. Хидиятуллина пишет, что «валютное регулирование и валютный контроль представляются в качестве одного из инструментов и методов денежно-кредитной политики, применяются Российской Федерацией в её внешнеэкономической торговле, а также для поддержания внутренней и внешней конвертируемости национальной валюты»17. Бесспорно, валютный контроль является частью валютного регулирования. А в свою очередь, валютное регулирование  представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства, котораяявляется составной частью общеэкономической и в том числе денежно-кредитной политики государства. А это значит, что речь идет об укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение притока валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку утечки капитала за границу, а так же укрепление российского рубля.
     Но в этой же статье М. Н. Хидиятуллина, даёт еще одно определение валютному контролю. «Валютный контроль — система мер регулирования, принимаемых государством в целях воздействия на рынок национальной валюты законодательными методами. К мерам валютного контроля относят систему регулирования приобретения и расчётов в иностранной валюте на территории страны; лицензирование деятельности по купле-продаже валюты; систему контроля за перемещением валюты через государственную границу; систему контроля расчётов по экспортно-импортным операциям»18. По мнению автора здесь, М. Н. Хидиятуллина  учла и цели обеспечения экономической безопасности, и цели поддержания внутренней и внешней конвертируемости национальной валюты, и меры контроля связанные с движением валютных средств. Иными словами в этом определении в единое целое собраны важные составляющие позиций предыдущих исследователей.
     Однако, нельзя не поразмышлять над понятием валютного контроля со стороны валютных ограничений. Здесь автор предлагает обратить внимание  на мнение П.Г.Яновой, которая считает, что валютный контроль, скорее следует определять как «законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентацию операции резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Кроме того, валютный контроль включает в себя надзор, регистрацию и учет операций с валютными ценностями. Посредством валютного контроля денежные власти (которыми могут выступать правительство, центральный банк или специализированное учреждение) регулируют валютные, экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции. Наличие валютного контроля говорит о том, что валютный режим данной страны занимает промежуточное положение между полной конвертируемостью, существующей в ряде развитых стран, и запретом на обратимость валют, который практиковался в социалистических странах и используется сейчас в большинстве развивающихся стран»19. В принципе, автор согласен, с тем, что валютный контроль, установленное валютное ограничение.Это подтверждаетсяЗаконом «О валютном регулировании и валютном контроле», которым установлено требование о репатриации валюты, являющееся прямым валютным ограничением. Ещевалютный контроль можно назвать правовым регулированием общественных отношений во внешнеторговой деятельности. Но т.к. в данном определении ударение падает на состояние режима стран, которые применяют валютный контроль, то это не позволяет полномерно раскрыть понятие самого валютного контроля. Поэтому имеет смысл еще порассуждать в этом направлении. 
     В свете валютных ограничений автор рассматривает определение Е.Ю. Тимофеева, который делает акцент на защиту валютного рынка. Свою точку зрения Тимофеев излагает так: «Валютный контроль — контроль государства за соблюдением валютного законодательства при проведении валютных операций; применялся и применяется преимущественно в странах, нуждающихся в защите внутреннего валютного рынка. Валютный контроль является одним из направлений валютного регулирования и относится к разряду валютных ограничений, которые реализуются в целях защиты национального валютного рынка и национальных интересов. Он осуществляется в целях реализации государственной валютной политики и направлен на регулирование внутри страны условий проведения внешнеторговых операций, и в частности на ограничение инфляции. Экономическая сущность инфляции состоит в отсутствии баланса между массой, циркулирующей в стране валюты и товаров. В целях поддержания необходимого баланса используются различные способы воздействия на динамику ввоза и вывоза валюты и встречных потоков товаров»20. По мнению автора, это определение  подчеркивает, что валютный контроль действует как валютное ограничение и выступает одним из направлений валютного регулирования, а значит, является его частью и выполняет функцию государственного ограничения свободного перемещения валютных масс. В свою очередь валютное регулирование представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов по регламентированию порядка совершения валютных операций.
     Целесообразно отметить, что по мнениюЮ.А.  Крохиной «Валютному контролю подлежат все валютные операции, независимо от того осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных составление паспорта сделки и т. п.), что позволяет организовать органам валютного контроля наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства»21. 
     Автор приходит к выводу, что под валютным контролем понимается деятельность субъектов валютного контроля, направленная на реализацию единой государственной валютной политики, которая требует соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций, посредствам системы мер регулирования и валютных ограничений, реализуемых в целях защиты национального валютного рынка и национальных интересов. 
     Детально разобрав определение валютного контроля, автор предлагает, раскрыть цель валютного контроля. 
     Валютное законодательство целью валютного контроля определяет соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Но некоторые исследователи дополняют законодательное определение целей валютного контроля. Так, В. А. Антонов, пишет: «Цель валютного контроля — обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций. В обязанность коммерческим банкам вменяется осуществление контроля за валютными операциями клиентов и сообщение о замеченных нарушениях в ЦБ».22 Автору кажется, что такое дополнение кратко раскрывает суть цели валютного контроля, определенной законодательством и главную задачу коммерческих банков, определенную Банком России.
     Д. В. Бочков определение цели валютного контроля дополняет уточнением его значимости и пишет так: «Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности требований валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Поэтому валютный контроль охватывает самые различные стороны операций с иностранной валютой, регулируемые валютным законодательством: операции с наличной иностранной валютой и работу обменных пунктов, операции нерезидентов в рублях, текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала»23. Такое дополнение в достаточном объеме указывает на важность валютного контроля, при определении его цели.
     Далее следует уделить внимание субъектам, уполномоченным в области валютного контроля, которыми являются органы и агенты валютного контроля.
     Валютный контроль в Российской Федерации, как уже было отмечено в предыдущем параграфе, осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с федеральными законами. (Рис.1.2)
     Рис.1.2 Система валютного контроля 1
     Можно сказать, что вРФсложилась двухуровневая модель валютного контроля. Первый уровень образуютЦентральный банкРФ, Правительство РФ и органы валютного контроля, а второй уровень представляют агенты валютного контроля. 
     Для начала автор предлагает подробнее рассмотреть первый уровень модели валютного контроля. Итак, органами валютного контроля  являются Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Среди органов, уполномоченных федеральным правительством для проведения валютного контроля, можно отметить:
     • Центральный банк России, который контролирует осуществление валютных операций кредитными учреждениями и валютными биржами;
     • Федеральную налоговую службу, которая обязана контролировать выполнение всех налоговых обязательств импортерами и экспортерами; 
     • Федеральную таможенную службу, которая обязана следить за соблюдением таможенного законодательства и за своевременностью и полнотой уплаты таможенных пошлин и платежей при экспорте, за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным операциям, за достоверностью обеспечения поставок при встречных поставках по бартерным внешнеторговым операциям;
     Автор считает важным отметить тот факт, что функции органов валютного контроля, а именно Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы ранее были закреплены за Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). До февраля 2016г. Росфиннадзор являлся органом валютного контроля, но был упразднен Указом Президента РФ.24 Соответственно,Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками расформированной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
     Валютный контроль предусматривает постоянное и тесное взаимодействие с таможенными органами, а так же осуществление таможенными органами проверок бухгалтерской и иной отчетной документации участников внешнеэкономической деятельности, позволяющее проверять на достоверность данных, представляемых как предприятиями, так и банками. Но когда службы находятся в разных	ведомствах— их взаимодействие затрудняется, а значит, процесс немного затягивается.
     На этот счет, Е.Н. Разбежкин и Н.В. Пушкарева .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44